И мечта, и самый страшный ночной кошмар. Иллюстрация того, как Blizzard можно превращать камни в золото щелчком пальцев, продавать свое прошлое, придумывать идеи, которые будут жить вечно – как зло, которому посвящен цикл Diablo.
Между тем это в своем роде такая же часть истории нашей страны, как и «Принц госплана», то есть, простите, Prince of Persia. Люди покупали себе модемы и карточки предоплаты Интернета, ждали «ночных часов», чтобы каждый день спускаться в глубины Ада, в компании друзей отбиваться от кровожадных демонов, жутких тварей, скелетов, оживших мертвецов, всего, что внушало страх, ужас и отвращение человечеству на протяжении веков. Каждый, понятно, выбирал свой ракурс. Кто-то проходил первый Diablo на PS one, покупал большую карту памяти или страдал, пытаясь уместить все на маленькой. Кому-то эти удивительные истории рассказывала тогда еще молодая тетка-бухгалтер, подслушавшая странные разговоры «компьютерщиков-программистов» с работы. Зачистка подземелий – мне кажется, это словосочетание уже тогда перестало вызывать улыбку – заменяла школу, работу, семейные вечера, встречи с друзьями, учебу в университете, все на свете. Собственно, «свет» – это оскорбительное в данном случае слово. Задернутые шторы, наушники, огромный монитор, чашка чая или чего покрепче, разбросанная рядом закуска и клик, клик, клик, клик. Клик, клик, клик. Звук нажатия левой кнопки мышки ночью, слышал, наверное, весь дом. И весь дом кликал в ответ. И сейчас продолжает – вышла бета-версия Diablo III, дьявольская машина пожирания времени вернулась с того света, воспоминания надо освежать. Мы все посчитали: чтобы пройти бету один раз, надо сделать 9067 (девять тысяч шестьдесят семь) кликов левой кнопкой мышки. Но ведь это никого не остановит, правда?
Самое сложное в бете Diablo III – дойти до конца. Вернее, это само по себе как раз нетрудно, просто не хочется никуда спешить. Как-то подсознательно ведешь персонажа подальше от отмеченной, подсвеченной и чуть ли не во весь экран мигающей точки на карте, уводишь, заставляешь спускаться в подвалы, пещеры, подземелья, да хоть в места массового захоронения. Куда-нибудь, лишь бы не увидеть надпись о том, что первый акт игры пройден, босс побежден и дальше ничего нет. Вернуться обратно уже нельзя: проход завален камнями, впереди ничего нет. Можно только порадоваться возможности использовать свиток опознания на выпавшей шмотке, ну и примерить ее – и все, после этого остается лишь выйти в главное меню и остаться наедине с тяжелыми мыслями. Правда, все могло быть еще печальнее. Хуже всего, если пройти бету, открыть какой-нибудь форум фанатов Diablo, чтобы поделиться впечатлениями, переживаниями и заметками на полях, и увидеть новость, которая ей-богу звучит в ушах как раскаты грома: релиз третьего выпуска перенесен на начало 2012 года. Что значит перенесен? Как перенесен? А он что же, должен был в этом году выйти? И вопросы, вопросы, много вопросов, на которые не удастся получить ответы еще очень долго.